Умные мысли
«Почему мы
не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставаниях нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца»
(З. Фрейд)
Чем заняться с малышом?
Как развивать речь малыша?
Для развития речи годится буквально все: рассказы о том, что нас окружает, чтение потешек, стихотворений, сказок (в лицах и с игрушками), истории собственного сочинения, разглядывание картинок. На прогулке описываем каждую мелочь: куда идем, кого встретили по дороге, как называются части дерева, из каких частей состоит дом или автомобиль, в какие игры играем на детской площадке и так далее.
1-2 года
  • Развиваем речевое дыхание (сдуваем с ладошки ватку; дуем на одуванчики, мелко разрезанные бумажки, на горячий суп; берем чашечку с водой, трубочку для коктейля, пускаем под водой пузыри; дышим, как собачка, когда ей жарко).
  • Делаем артикуляционную гимнастику (мы показываем – малыш повторяет: «А ты так можешь?»): надуваем щеки, широко открываем рот, улыбаемся закрытым ртом, складываем губки трубочкой, выполняем различные движения языком – например, цокаем, слизываем варенье с губ, двигаем высунутым языком из стороны в сторону, пытаемся дотянуться до носа и до подбородка, изображаем, как воет волк, как котенок лакает молоко.
  • Поем в течение дня детские песенки, а перед сном – колыбельные.
  • Занимаемся пальчиковой гимнастикой, логоритмикой, упражнениями на мелкую моторику.
  • Учим малыша понимать наши просьбы и вопросы. Если он чего-то не понимает, объясняем ему знаками, показываем сами, отвечаем за него.
  • Показываем и проговариваем все предметы в доме, предметные и сюжетные картинки из книжек («Это бегемотик / бегемотик вытирается полотенцем»). Покупаем книжки типа «Мой первый словарик», «Альбом по развитию речи для самых маленьких», «Игры со сказками» и расширяем словарный запас по ним.
  • Читаем малышу потешки, детские стишки, короткие сказки. Разглядываем картинки.
  • Берем смешную игрушку (куколку), показываем и проговариваем: «Наша куколка умеет ходить» (стучим ножками куколки об пол), «Наша куколка умеет бегать» (куколка «бежит», малыш вместе с ней), «Наша куколка прыгает, смотри, высоко-высоко, а ты так умеешь?», «Наша куколка умеет сидеть», и дальше «умывается», «кушает», «гуляет», «играет в игрушки», «ложится спать».
  • Почаще спрашиваем «Что это?», «Что делает?», «Какой он?», «Для чего это нам?» и сами же отвечаем.
  • Учим, как «разговаривают» животные: «Корова мычит – мууу, тигр рычит– р-р-р, собачка лает – ав-ав, комар пищит – з-з-з, жук жужжит – ж-ж-ж, змея шипит – ш-ш-ш, петух кукарекает – ку-ка-ре-ку, волк воет – у-у-у, овечка блеет – бе-е-е, лошадка ржет – иго-го» и так далее.
  • Читаем стихи на звукоподражание:

    Пролетел веселый жук (Ж-Ж-Ж). Тигры рычат: (ГАР-Р-Р),
    Зазвенел комарик вдруг (3-3-3 ). Вороны кричат: (КАР-Р-Р ),
    Ветер ветки раскачал (У-У-У), Кони хрипят: (ХР-Р-Р),
    Шарик тоже зарычал (Р-Р-Р ). Ставни скрипят: (СКР-Р-Р),
    Зашумел в воде камыш (Ш-Ш-Ш ). Холодно мне: ( БР-Р-Р).
    И опять настала тишь (Ш-Ш-Ш).  

  • Проговариваем «чистоговорки» (сначала мы сами, со временем
    вместе с малышом, можно даже придумывать новые рифмы).

  • Сперва работаем
    с открытыми слогами:


    Ма-ма-ма: я иду сама
    Бы-бы-бы: валит дым из трубы
    Ту-ту-ту: еду в Воркуту
    Ны-ны-ны: топают слоны
    Гу-гу-гу: по берегу бегу
    Са-са-са: в лесу бежит лиса
    Су-су-су: смотрим на осу
    Се-се-се: радуемся все
    Ли-ли-ли: в море корабли
    Лы-лы-лы: суп соленый не соли
    Ло-ло-ло: в дереве дупло
    Ля-ля-ля: круглая земля
    Ри-ри-ри: на маму посмотри
    Ра-ра-ра: мы поём с утра
    Ро-ро-ро: я несу ведро.

    Дальше играем
    с закрытыми слогами
    :

    Ом-ом-ом: мы построим новый дом
    Аф-аф-аф: у меня сломался шкаф
    От-от-от: ягод полон рот
    Ук-ук-ук: не садись на сук
    Ох-ох-ох: а у нас поспел горох
    Ас-ас-ас: спелый ананас
    Ос-ос-ос: на дереве кокос
    Ус-ус-ус: папа дует в ус
    Ес-ес-ес: в лесу полно чудес
    Ал-ал-ал: наш щенок пропал
    Ол-ол-ол: сели все за стол
    Ыл-ыл-ыл: суп уже остыл
    Ар-ар-ар: тушим мы пожар
    Ор-ор-ор: выметаем сор
    Ир-ир-ир: мы устроим пир.


  • Затем переходим к трудным звукам Ш, Ж, Щ, Ч.
  • Ши-ши-ши: кашу любят малыши
    Ша-ша-ша: кашу кушай не спеша
    Жа-жа-жа: я нашел в лесу ежа

    Жу-жу-жу: я с ежами не дружу
    Щи-щи-щи: ты игрушку поищи
    Ща-ща-ща: нет капусты для борща
    Чо-чо-чо: у меня болит плечо
    Чу-чу-чу: ну тогда иди к врачу.

    Ош-ош-ош: на кого же ты похож?
    Иш-иш-иш: от меня не убежишь
    Иж-иж-иж: встретился в саду мне чиж
    Уж-уж-уж: на дорогу выполз уж
    Ищ-ищ-ищ: у тебя на щечке прыщ
    Ощ-ощ-ощ: вкусный у бабули борщ
    Ущ-ущ-ущ: вырос на заборе плющ
    Ач-ач-ач: прилетел весною грач.

  • Подговариваем любящих родственников, пусть они звонят малышу и разговаривают с ним по телефону, задавая простые вопросы, на которые ребятенок может ответить.
3-4 года

С детьми старше 3 лет уже можно играть в разнообразные речевые игры, в том числе с мячом.

  1. Общее и различное. Ставим перед малышом две игрушки (например, мишку и зайчика) и обсуждаем, чем они похожи (оба звери и оба пушистые), а чем друг от друга отличаются (мишка – коричневый, а зайка – серенький, мишка ест малину, а зайка – морковку и так далее). Повторяем эту игру в разных вариантах (ищем общее и различное у кресла и стула, у ложки и вилки, у карандаша и ручки, у яблока и арбуза, сахара и соли, домика и гаража, птицы и самолета, шкафа и холодильника, пня и дерева и так далее).
  2. Играем «в инопланетян»: изображаем пришельца, говорим малышу, что только что прилетели с Луны, ничего здесь не знаем, не понимаем, просим объяснить, что как называется (мыло/тапочки/сковорода/градусник/часы) и зачем это нужно.
  3. Играем с мячом. Учимся образовывать существительные множественного числа. Берем мячик и называем любые существительные: «Яблоко» (кидаем мячик). Малыш должен назвать существительное во множественном числе: «Яблоки». И так далее: ложка-ложки, стул-стулья, ухо-уши, пальто-пальто (!) и т.д.


    По такой же схеме играем в другие игры.
    Например, называем обобщающее слово (фрукты) и по очереди, кидая друг другу мячик, называем все фрукты, которые знаем (груша, персик, апельсин и др.).

    Еще игры:
    «Животные и их детеныши».

    «Кто так разговаривает?» (кто рычит, кто мяукает, кто шипит, кто чирикает и т.д.).

    «Подскажи словечко» (стол стоит, а картина…; лягушка прыгает, а лошадь…; корова ест травку, а медведь…, суп варят, а пирог…).

    «Кто где живет?» (где живет медведь, где живет собака; кто живет в скворечнике, кто живет в улье).

    «Что делают животные?» (утка летает, плавает, ныряет, крякает; корова пасется, жует травку, мычит, дает молоко).

    «Кто как передвигается».

    «Профессии» (художник – рисует, врач – лечит, парикмахер – стрижет).

    «Противоположности» (горячий – холодный, добрый – злой, веселый – грустный, мальчик – девочка).

    «Что каким бывает?» (что бывает красным – яблоко, помидор, лицо, лист; что бывает теплым – день, чай, плед, компания; что бывает горьким – лекарство, хрен, шоколад).

    «Цвета» (апельсин – оранжевый, солнце – желтое, незабудка – голубая).

    «Дни недели», «Месяцы года».

    «Живое-неживое», «Съедобное-несъедобное» и т.д.

  4. Сесиль Лупан в своей книге «Поверь в свое дитя» предлагает множество интересных игр для развития речи. Например, нужно подобрать слова: медленный, как... (кто, что), быстрый, как..., круглый, как..., красивый, как..., свежий, как… и т.д.
  5. Вместе с малышом сочиняем рифмы к словам: столик-кролик, сало – мало, кран-баран и т. д. Можно даже сочинять маленькие стишки.
  6. По-прежнему читаем ему книжки, рассказываем на ночь истории, например о том, каким он был маленьким и что делал.
  7. Проговариваем скороговорки.
    Ехал Грека через реку,
    Видит Грека: в реке – рак,
    Сунул Грека руку в реку,
    Рак за руку Греку – цап.
    Расскажите про покупки.
    Про какие про покупки?
    Про крупу и про закрупки.
    Наш Полкан попал в капкан.
    Купила бабуся бусы Мapусе.
    Течет речка, печет печка.
    Щуку я тащу, тащу, щуку я не упущу.
    Коси, коса, пока роса.
    Роса долой и мы домой.
    От топота копыт пыль по полю летит и др.

  8. Читаем мини-рассказы и просим малыша их пересказать. Просим пересказать мультик или любимую сказку.
  9. Составляем рассказы по картинкам из книжек и пособий (это очень нужный навык, который затем пригодится в школе!).
Ирина Чеснова
// При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
Комментарии к статье:
Anisha в 2016-05-31 10:05:48 пишет:
That's a cunning answer to a cheglanling question
Eddi в 2016-05-31 19:33:39 пишет:
I waetnd to spend a minute to thank you for this.
Essie в 2016-06-02 10:50:30 пишет:
It's a relief to find somnoee who can explain things so well http://noqvvpxqpsv.com cuitsizi [link=http://rrlddbrb.com]rrlddbrb[/link]

Страницы: 1 [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13] [14] [15] [16]


Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта:
Комментарий: *

Введите символы: *
Обновить

 
Книга «Я – скоро мама»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Малыш: мамино счастье»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Первый год с малышом. Как мы учились быть папой и мамой»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Рожаю! Записки сумасшедшей мамочки»
Автор: Ирина Чеснова
© 2010-2014. Все права защищены.
Irina-Chesnova.ru - Авторский сайт о материнстве и детстве.
Перепечатка материалов сайта возможна ТОЛЬКО с указанием активной ссылки.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых на форуме, в отзывах и комментариях к статьям.
Все вопросы и предложения вы можете отправлять по адресу - info@irina-chesnova.ru.