Умные мысли
«Почему мы
не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставаниях нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца»
(З. Фрейд)
Чем заняться с малышом?
Окружающий мир

Эти занятия не только расширяют представления малыша об окружающем мире и развивают речь, но и учат группировать предметы по определенному признаку (стол, стул, кресло, шкаф = мебель). Ведь умение видеть общее и называть группу предметов обобщающим словом – одна из важнейших характеристик здорового мышления.

В качестве обучающего материала на таких занятиях чаще всего используются: картинки, игрушки (фигурки животных, машинки), муляжи (овощей/фруктов), пластмассовые фишки из лото, фанерные рамки-вкладыши. На картинках обязательно пишется слово, обозначающее то, что изображено (внизу или на обороте). Картинки можно вырезать из журналов, специальных наборов («Мир в картинках»), показывать в книжках («Моя первая книга») либо скачать из Интернета.

Замечательные пособия для занятий: серии «Умные книжки», «Школа семи гномов», «Дружок» и др.

Можно, кстати, вообще отказаться от всяких карточек и показывать малышу тематические презентации, в изобилии представленные в Интернете.

На втором году жизни изучаем только основные понятия:
  • овощи/фрукты,
  • животные (дикие, домашние) и как они «разговаривают»,
  • птицы,
  • морские обитатели,
  • растения (цветы, деревья),
  • одежда, обувь,
  • транспорт,
  • мебель, посуда
  • игрушки.
После 2 лет мы пройденные категории повторяем, углубляем их и добавляем новые:
  • обитатели пустыни/джунглей/саванн,
  • дикие/домашние животные и их детеныши,
  • кто где живет, кто что ест,
  • речные/морские рыбы,
  • насекомые,
  • ягоды,
  • зимняя одежда/летняя одежда,
  • профессии,
  • времена года, время суток,
  • погода и явления природы,
  • музыкальные инструменты,
  • части тела,
  • мой дом, предметы обихода,
  • продукты,
  • город - деревня.
После 3 еще больше расширяем кругозор, при этом не забывая и повторяя то, что уже пройдено. Добавляем:
  • планеты солнечной системы,
  • виды спорта,
  • праздники,
  • эмоции,
  • спецтехника,
  • инструменты,
  • грибы,
  • садовые/полевые цветы,
  • деревья и их листья,
  • дни недели и месяцы года.

Как строится занятие? Выбираем тему (например, «игрушки») и показываем малышу «обобщающую» картинку (изображение детской комнаты), которая «встраивает» изучаемые предметы/явления в окружающий мир. Затем показываем картинки (фигурки, муляжи, рамки-вкладыши) с отдельными предметами и называем, что на них изображено (что это): «Смотри, что я тебе покажу: это куколка, это машинка, это мячик, это пирамидка, это юла. И все вместе (хлопаем в ладоши) – игрушки. Хлопай и повторяй за мной: игрушки (хлопаем)». Еще раз проговариваем, что изображено на картинках. Затем задаем вопросы (и поначалу сами же на них отвечаем) или даем задания: «Покажи куколку – вот куколка. А где пирамидка? – Вот пирамидка. А это что? – Мячик! И все вместе (хлопаем в ладоши) – игрушки!». За один раз лучше всего изучать не более 5-6 предметов.

Когда ребятенок научится говорить, просим его назвать все предметы. И снова закрепляем обобщающее слово («И все это – игрушки!»).

Каждую из тем желательно изучать 2-3 раза подряд. И не забываем, что мы не учимся, а играем!

Игра для детишек от 3 лет: берем мячик и называем несколько представителей (предметов) одной категории, кидаем мячик – малыш должен назвать обобщающее слово. Например: «молоко, сыр, хлеб, мясо, сметана – это …(кидаем мячик)». Малыш ловит мячик и отвечает – «продукты»; «стул, стол, диван, шкаф – это … (кидаем мячик) – мебель» и т.д.

Другой вариант игры: называем обобщающее слово (например, фрукты) и по очереди, кидая друг другу мячик, называем все фрукты, которые знаем (груша, персик, апельсин и т.д.).

Ирина Чеснова
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
 
Книга «Я – скоро мама»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Малыш: мамино счастье»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Первый год с малышом. Как мы учились быть папой и мамой»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Рожаю! Записки сумасшедшей мамочки»
Автор: Ирина Чеснова
© 2010-2014. Все права защищены.
Irina-Chesnova.ru - Авторский сайт о материнстве и детстве.
Перепечатка материалов сайта возможна ТОЛЬКО с указанием активной ссылки.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых на форуме, в отзывах и комментариях к статьям.
Все вопросы и предложения вы можете отправлять по адресу - info@irina-chesnova.ru.