Умные мысли
«Почему мы
не влюбляемся каждый месяц в кого-то нового? Потому что при расставаниях нам пришлось бы лишаться частицы собственного сердца»
(З. Фрейд)
От 1 до 7. Раннее развитие
Метод Марии Монтессори
Это тщательно продуманный, логически построенный, специально «подготовленный» мир. В нем царствует порядок. Такой порядок, который особенно необходим ребенку для развития и который помогает малышу связать свои первые – хаотичные, разрозненные – впечатления об окружающей жизни в единую красочную картинку. Понять эту жизнь, уловив причинно-следственные связи, органично влиться в нее и свободно в ней ориентироваться.
Самые известные факты о системе М. Монтессори:

Ключевое слово: свобода.

Основная черта: безграничная вера в уникальность и неповторимость каждого ребенка, познающего мир в соответствии с собственным планом развития, в своем темпе и ритме.

Главная идея: стимулирование ребенка к саморазвитию через специально созданную среду, отвечающую спонтанному и ненасытному стремлению ребенка к движению вперед. В ней малыш развивает свои физические функции, формирует моторные и сенсорные навыки, учится упорядочивать и сопоставлять разные предметы и явления, связывать приобретенный опыт в единое целое.

Девиз: «помоги мне это сделать самому».

Находясь в специальной обучающей среде, ребенок отправляется в «свободное плавание» - он сам выбирает тот вид деятельности, которым хочет заниматься, удовлетворяя свой познавательный интерес и внутреннюю потребность в развитии. Суть методики состоит в том, чтобы подвигнуть ребенка к самовоспитанию и самообучению, задача же взрослого – не передавать малышу знания, а помогать ему собирать и накапливать собственные, ничего при этом не навязывая.

Сама М. Монтессори (1870-1952) начинала с работы с умственно отсталыми детьми, в дальнейшем же переключилась со специальной педагогики на общую. Ее книги: «Мой метод», «Дом ребенка. Метод начальной педагогики», «Впитывающий разум ребенка» и др.

Специально подготовленная среда в Монтессори-центрах состоит из пяти «зон», соответствующих пяти областям развития:

  • Зона практической жизни. Здесь малыш учится следить за собой и своими вещами (стирать, гладить, шнуровать ботинки, застегивать молнию, мыть полы, чистить обувь и так далее).
  • Зона сенсорного развития тренирует органы чувств (зрение, слух, обоняние, осязание).
  • Зона математики. Ребенок учится выполнять различные математические операции, осваивает количественный и порядковый счет.
  • Зона русского языка. Здесь малыш получает возможность расширить свой словарный запас, знакомится с буквами, составляет первые слова и готовит руку к письму.
  • «Космическая» зона помогает упорядочить первые представления об окружающем мире, о взаимосвязях и взаимодействии явлений и предметов, изучить основы физики, ботаники, зоологии, анатомии, географии, астрономии.

Каждая из этих зон содержит соответствующие развивающие пособия (Монтессори-материалы), которые находятся в свободном доступе для малыша. Таким образом, он сам выбирает, когда и чем будет заниматься, сколько на это потратит времени и с кем из «одногруппников» будет сотрудничать. Именно так и выполняется его индивидуальный план развития. Именно так и достигается никем не ущемляемое чувство внутренней свободы.

Над малышом никто не довлеет. Ведь «учитель» (Монтессори-педагог) лишь лаконично показывает ему, как использовать материалы (проводит презентацию), а затем наблюдает за процессом его освоения, мягко корректируя деятельность ребенка только при необходимости и поддерживая его интерес. Кроме того, учитель устанавливает правила поведения детей в группе («Поработал – убери», «Не мешай другим» и тому подобное) и следит за их исполнением.

Что такое Монтессори-материалы?

Монтессори-материалы – это нечто среднее между учебными пособиями и развивающими играми. Это уникальные пособия, помогающие ребенку не только узнавать что-то новое, но и самому контролировать правильность выполнения задания, исправлять свои ошибки.

В Монтессори-центрах материалов огромное количество. Вот их далеко не полный список.

Зона практической жизни: столик для стирки белья со встроенными тазиками, комплект для работы с водой или снегом, наборы для резки (деревянные овощи и фрукты), всевозможные застежки (с молнией, бантами, пуговицами, шнуровкой, липучками, кнопками, ремешками и крючочками), наборы для переливания воды, пересыпания из кувшина в кувшин, мытья посуды, чистки обуви, подметания пола, гладильная доска и маленький утюжок, сушилка для белья, доска для плетения косичек.

Зона сенсорного развития: цветные таблички (изучение цветов), доски для ощупывания (с разнофактурными поверхностями), настенные модули для развития тактильных ощущений, сенсорные мячики, звучащие блоки, коробочки с цилиндрами-вкладышами (вставлять цилиндрики в отверстия), шкафчики с объемными деревянными фигурами (нужно всунуть фигуру в дырочку на шкафчике), лестницы и башни для различения форм и размеров, пирамидки с кубиками и кольцами, доски для сбора, сортировки и нанизывания геометрических фигур, конструкторы, пособия для поиска равновесия, шкафчики и модули с разнообразными замочками/задвижками.

Зона математики: деревянные геометрические паззлы, геометрические тела, наборы «штанг» (однотонных или двухцветных палочек) для счета, карточки/дощечки с цифрами, счеты. Для групп от 3 до 6 лет: доска для умножения, доска для деления, материал для измерения дробей, материал для измерения углов, «треугольники» для построения площадей.

Зона русского языка: шероховатые буквы (для обведения пальчиком), ящик для рисования на песке и манке, наборы тематических деревянных рамок-вкладышей, разные карточки для расширения словарного запаса, наборы муляжей (животные, овощи-фрукты, транспорт), детские книжки и энциклопедии.

«Космическая» зона: деревянные рамки-вкладыши (части дерева, части цветка и тому подоное), карта мира, карта России, паззл «Эмоции». Для групп от 3 до 6 лет: телескоп, сообщающиеся сосуды, кораллы и раковины, объемная конструкция-паззл «Части тела человека», весы и гири, наборы магнитов и прочее.

Кроме того, в Монтессори-центрах есть игровые зоны с сухим бассейном, лесенками, деревянными бумами, горками, турниками и забавными каталками для малышей.

Вместе с тем, Монтессори-педагогика намного глубже, чем рассказывается о ней в несметном количестве статей и обзоров. Потому что она не просто развивает у ребенка все органы чувств, не просто помогает ему овладевать навыками самообслуживания, узнавать все необходимые свойства предметов, обучаться чтению, письму и математике, мыслить логически, не только учит самостоятельности, самоконтролю и уверенности в собственных силах…

Она помогает маленькому человечку систематизировать новые знания и сведения, выявлять идущую изнутри связь предметов, сосредотачиваться на интересном для него занятии и перенаправлять энергию с беспорядочного расплескивания на конструктивную, осмысленную деятельность. Взаимодействовать с окружающим миром, оставаясь внутренне свободным, но при этом уважать и право других на такую же степень свободы. Понять собственное «Я», мир вокруг и пойти своим неповторимым путем.

Однако у этого метода есть и свои слабые стороны.

Слабые стороны:
  • Прекрасно развивая аналитические способности, логику, моторику и сенсорику, классический метод Монтессори практически игнорирует творческое самовыражение ребенка, не развивает фантазию, в нем нет спонтанных детских игр, стихов и сказок. А без этого развитие малыша не будет полноценным и гармоничным. Поэтому в современных Монтессори-группах и мини-детских садах работа в «классе» является лишь небольшой частью общей программы, куда также включаются более детальное знакомство с окружающим миром, театр юного зрителя, музыкальные паузы, игровая гимнастика.
  • Самостоятельное освоение материала не добавляет опыта общения и взаимодействия с другими детьми.
  • У ребенка, привыкшему к тому, что над ним никто не довлеет, могут возникнуть затем трудности в адаптации в школе, которая требует дисциплины и признания авторитета учителя.
Ирина Чеснова
При размещении этого материала на других ресурсах не забудьте добавить активную ссылку: www.irina-chesnova.ru.
Комментарии к статье:
Tailynn в 2016-05-31 08:56:45 пишет:
Your posting is abotulsely on the point!
Theresa в 2016-05-31 19:32:04 пишет:
A minute saved is a minute eaenrd, and this saved hours!
Chiana в 2016-06-02 10:48:20 пишет:
Taking the ovveirew, this post hits the spot http://rfoaupqzj.com jfupyu [link=http://lbcclmtbryb.com]lbcclmtbryb[/link]
Brandywine в 2016-06-04 17:34:16 пишет:
terms car insurance service reimbursements premiums cheapest auto insurance owners policies lot cheap insurance covered
Bubby в 2016-06-04 18:41:04 пишет:
through hazards car insurance quotes online just having average better cheapest auto insurance amount excellent view ins urance car information only paying car insurance quotes needed ones unitary car insurance amongst other contact family insurance car important others insurance auto small easy

Страницы: 1 [2] [3] [4] [5] [6] [7] [8] [9] [10] [11] [12] [13]


Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваша почта:
Комментарий: *

Введите символы: *
Обновить

 
Книга «Я – скоро мама»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Малыш: мамино счастье»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Первый год с малышом. Как мы учились быть папой и мамой»
Автор: Ирина Чеснова
Книга «Рожаю! Записки сумасшедшей мамочки»
Автор: Ирина Чеснова
© 2010-2014. Все права защищены.
Irina-Chesnova.ru - Авторский сайт о материнстве и детстве.
Перепечатка материалов сайта возможна ТОЛЬКО с указанием активной ссылки.
Администрация сайта не несет ответственности за содержание сообщений, публикуемых на форуме, в отзывах и комментариях к статьям.
Все вопросы и предложения вы можете отправлять по адресу - info@irina-chesnova.ru.